ШЕЙБЛЕР ТРУВОР КАРЛОВИЧ

Шейблер.png

ТРУВОР КАРЛОВИЧ ШЕЙБЛЕР (1900–1960) – композитор, ученый-фольклорист, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель.

Как известно, 30-40-е годы XX века явились началом развития профессионального музыкального искусства в Кабардино-Балкарии. На этом этапе важнейшую роль для культуры республики сыграла целая плеяда русских советских композиторов, среди которых особое место занимает Т. К. Шейблер. Его по праву считают основоположником профессионального музыкального искусства кабардинцев и балкарцев.

Трувор Шейблер понял особую ладовую структуру кабардинских народных песен, танцев и наигрышей и стал разрабатывать данный музыкальный материал. Фактически он указал путь последующим композиторам, в этом его великая заслуга.

Шейблер проработал в республике более 20 лет (1939-1960), глубоко изучил фольклор кабардинцев и балкарцев. В результате было расшифровано большое количество мелодий, записаны, расшифрованы и изучены большие пласты фольклора. Благодаря ему кабардинцы и балкарцы впервые услышали профессиональную музыку, в основе которой лежит фольклор. В 1957 году, когда праздновали 400-летие присоединения Ка- барды к России, в Большом театре был поставлен опера-балет «Нарты».

А «Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром» стала визитной карточкой музыкального искусства нашей республики. В его основе – кабардинский фольклор.
На основе балкарского фольклора Т. Шейблер написал музыку к спектаклю Р. Геляева «Кровавый калым».

Трувор Карлович Шейблер показал последующим композиторам с какой любовью надо относиться к народным песням и наигрышам, к музыкальным истокам народного искусства.

По материалам книги «Культура Кабардино-Балкарии: 100 лет творческих поисков и достижений», подготовленной и изданной издательством «Эльбрус» к 100-летию образования Кабардино-Балкарской Республики.