САПРЫКИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

Сапрыкин В.А..jpg


САПРЫКИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (22.03.1890 – 1964) – ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, главный инженер, заместитель начальника строительства №859 Министерства внутренних дел СССР – Южно-Уральского управления строительства (город Челябинск-40), инженер-полковник.
Родился 10 (22) марта 1890 года в станице Пришибской Терской губернии, ныне город Майский Кабардино-Балкарии, в крестьянской семье.
Окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения в 1915 году, получил специальность инженера-строителя путей сообщения. Трудовую деятельность начал ещё в 1913 году начал техником стройучастка управления строительства железной дороги Черноморского побережья (Сухуми). Во время первой мировой войны в боевых действиях не участвовал. В 1915-1917 годах прораб по строительству мостов через реки в Варшавском округе, на участках Орша - Могилев. В 1917-1918 годах начальник 56-го дорожно-мостового отряда управления работ Западного фронта.
Следующие 10 лет его деятельность связана с лесным хозяйством. В 1918-1919 года – Председатель гублескома, Тверское Губсовпароходство, 1919-1920 года – начальник Вильнюсского лесного отдела Западного округа путей сообщения, г. Вильнюс, 1920-1921 годы - начальник Майкопского райлескома Каврайлескома ВСНХ, г. Майкоп. С 1921 года – заместитель начальника службы лесозаготовок и топливных ресурсов Московско-Белорусско-Балтийской, Северной (с 1923), Казанской (с 1924) железных дорог. В 1922 году подвергался аресту и следствию, оправдан.
В 1928 году вернулся к полученной в институте специальности строителя. В 1928-1931 годах - начальник производственно-технического отдела и главный инженер Стройтреста «Теплобетон». В 1931-1932 годах - главный инженер 3-го городского стройтреста, г. Москва. С 1932 г. работает главным инженером на различных крупных стройках страны: Днепровский металлургического завода имени Ф.Э. Дзержинского (г. Днепродзержинск), Магнитогорскстроя (с 1934).
В 1938 году был арестован по контрреволюционной статье 57 п.7 и 11 УК РСФСР. Приговорён к ссылке, до 1941 года отбывал наказание, работая главным инженером строительства № 203 НКВД СССР - строительство Архангельского судостроительного завода в городе Молотовске (ныне – Северодвинск). В 1941 году оправдан, дальнейшую службу проходил в органах НКВД СССР. В 1942-1946 годах – главный инженер строительства Челябинского металлургического завода НКВД СССР: металлургических предприятий Южного Урала «Бакалстрой» и «Челябметаллургстрой».
В 1946 году - главный инженер строительства №859 МВД СССР (Челябинск-40), начал работать по атомному проекту. Это управление должно было построить уникальное предприятие по получению деталей из плутония для первой атомной бомбы – горно-химический комбинат «Маяк». С участием C. выбирались площадки для строительства комбината и нового города. Строительство первого реактора на объекте «А» было затруднено тем, что проектная документация строителям поступала на отдельные элементы зданий, помещений и конструкций. О целостности сооружаемого объекта они не имели практически даже представления. В таких условиях руководителям стройки надо было проявлять недюжинные способности для возведения сооружения.
В процессе строительства комбината С. были предложены и внедрены многие новые методы работ: использование арматуры как несущей конструкции при выполнении работ по монолитному бетонированию «стакана» реактора, так называемых армокаркасов; применение в качестве опалубки несъемных железобетонных конструкций; был предложен целый комплекс организационно-технических мероприятий, сокращающих во многом тяжелую «тачечную» подачу бетона к месту укладки; были внедрены готовые арматурные сетки и каркасы, замена «ручной вязки» на сварку и многие другие мероприятия.
В 1948 г. на комбинате были созданы первый промышленный реактор, а также радиохимический завод по выделению плутония и химико-металлургическое производство, где был изготовлен первый плутониевый заряд для ядерной бомбы. 29 августа 1949 года в СССР на Семипалатинском полигоне в казахстанской степи был осуществлён взрыв первой советской плутониевой бомбы «РДС-1».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» инженеру-полковнику С. присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В июне 1951 года откомандирован в распоряжение начальника строительства №565 МВД СССР генерал-майора Мальцева и до 1953 года был главным инженером строительства №565 – создание системы ПВО Москвы. В 1953 году – заместитель начальника Главспецстроя. В ноябре 1953 года уволен из МВД по болезни.
Работал начальником строительства высотных зданий в Москве. В 1956-1957 годах был заместителем председателя технического совета Госстроя СССР. С 1957 года – заместитель директора Научно-исследовательского института организации и механизации строительства Академии строительства и архитектуры СССР.
Действительный член Академии строительства и архитектуры СССР (1957).
Жил в городе-герое Москве. Скончался в 1964 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награжден 3 орденами Ленина (1945, 1949, 1956), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1935, 1943), медалями.
Его именем названа улица в городе Озерске.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сапрыкин, Василий Андреевич: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Сапрыкин,_Василий_Андреевич
2. Сапрыкин Василий Андреевич: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Сапрыкин Василий Андреевич / Военно-патриотический сайт: Герои страны

Материал подготовлен Государственной национальной библиотекой Кабардино-Балкарской Республики им. Т.К. Мальбахова.