Сулаквелидзе Георгий Константинович

Сулаквелидзе.png

Сулаквелидзе Георгий Константинович – доктор физико-математических наук, профессор, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки КБР, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники.

Г.К. Сулаквелидзе родился 5 мая 1913 г. в семье видного грузинского педагога. После окончания с отличием физико-математического факультета Тбилисского государственного университета (ТГУ) он поступил в аспирантуру. Однако Великая Отечественная война прервала его учебу. После войны в 1947 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. С 1948 г. – ученый секретарь Отдела естественных и математических наук АН ГССР, с 1951 г. работал заместителем директора по научной части Института геофизики АН ГССР, где успешно защитил в1955 г. докторскую диссертацию; в 1957 г. ему присвоено звание профессора.

С 1955 г. Георгий Константинович работал начальником Эльбрусской комплексной экспедиции. Под его руководством Эльбрусская экспедиция выросла в самостоятельный научно-исследовательский Высокогорный геофизический институт, директором которого он работал до 1970 г. С 1970 г. заведовал кафедрой метеорологии, климатологии и океанологии Тбилисского государственного университета.

В годы Великой Отечественной войны он принимал активное участие в боевых действиях на подступах к Северному Кавказу в качестве начальника полковой разведки и старшего инструктора по альпинизму. В конце января 1943 г. в сложных условиях боевой обстановки группа альпинистов с участием Георгия Константиновича осуществила восхождение на вершину Эльбруса, откуда был снят фашистский флаг со свастикой и водружено Красное знамя.

С 1955 по 1960 г. в Эльбрусской экспедиции он непосредственно руководил научно-исследовательскими работами по изучению физико-механических свойств снежного покрова и лавин на Эльбрусе. По его инициативе у подножия Эльбруса создана лаборатория по изучению физики снега и лавин. Под его руководством проводились исследования теплопроводности снега, возникновения снежных лавин и воздушных волн, сопровождающих лавины.

По инициативе академика Е.К. Федорова в конце 50-х годов была поставлена задача по созданию научных основ воздействия на конвективные облака. Профессором Г.К. Сулаквелидзе и его учениками был проведен комплекс теоретических и экспериментальных исследований по изучению механизма образования ливневых осадков и града и разработке метода воздействия на градовые процессы. Новый механизм образования града, предложенный Г.К. Сулаквелидзе и его учениками, широко обсуждался мировой научной общественностью. Он был включен как основной в справку о модификации погоды Всемирной метеорологической организации в 1967–1968 гг. Результаты опытно-производственных противоградовых работ 1964–1967 гг. позволили представить метод борьбы с градом, разработанный в Высокогорном геофизическом институте под руководством Г.К. Сулаквелидзе и в других учреждениях Росгидромета, на соискание Государственной премии СССР 1968 г. в области науки и техники. За создание термодинамического метода прогноза ливней, града и гроз Георгию Константиновичу в 1972 г. была присуждена премия имени Б.П. Мультановского. За 35 лет научно-педагогической деятельности Г.К. Сулаквелидзе опубликовал пять монографий и более 150 статей, причем четыре его монографии переведены на английский, испанский, немецкий, польский и другие языки. За изобретение разных приборов и методов исследования атмосферных процессов Г.К. Сулаквелидзе получил пять авторских свидетельств.

Г.К. Сулаквелидзе всю свою жизнь занимался подготовкой молодых ученых. Под его научным руководством защитили кандидатские диссертации несколько десятков молодых исследователей и около 10 его учеников защитили докторские диссертации. Как всякий человек с острым гражданским чувством, всегда зараженный научными идеями, Г.К. Сулаквелидзе был очень требователен к себе и своим ученикам. И не только в отношении к науке, но и ко всему, что относилось к понятиям научной этики, научной честности и вообще к общечеловеческим понятиям. Как учитель, он умел внушать молодым ученым чувство большой ответственности за каждую выраженную научную мысль, каждый научный результат. Он был счастлив, когда его ученик вступал с ним в дискуссию, умел отстаивать свою позицию, демонстрируя при этом хорошую подготовку.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета» и шестью медалями.