ПРОЦЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Проценко.png

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПРОЦЕНКО (1909–1987) – артист балета Большого театра (1930–1939), главный балетмейстер и артист балета Таджикского театра оперы и балета (1939–1951), главный балетмейстер Московской филармонии (1951–1956), Молдавского театра оперы и балета (1956–1958).

Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1945), народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1964). Сыграл важную роль в зарождении и становлении балетного искусства Кабардино-Балкарии.

В 1960 г. открыл балетную студию в Нальчике, выпускники которой стали ядром балетной труппы открывшегося впоследствии Кабардино-Балкарского государственного музыкального театра.

Постановщик первых национальных балетов: «Лялюца» (1964), «Даханаго» (1966), «Аминат» (1968) Л. Когана, «Легенда гор» В. Молова (1971).

Осуществил постановки балетов классического наследия: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1965), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1967), «Тщетная предосторожность» П. Горольда (1968), «Золушка» С. Прокофьева (1969), «Эсмеральда» Ц. Пуни (1969), «Жизель» А. Адана (1971).

По материалам книги «Культура Кабардино-Балкарии: 100 лет творческих поисков и достижений», подготовленной и изданной издательством «Эльбрус» к 100-летию образования Кабардино-Балкарской Республики.