БЛАЕВА ТАМАРА АДИЛЬЕВНА

Блаева.png

ТАМАРА АДИЛЬЕВНА БЛАЕВА (1950–1990) – первая кабардинка, ставшая профессиональным композитором.

Окончила теоретико-композиторское отделение Ленинградской консерватории и училась в классе известного композитора Владислава Александровича Успенского.

В 1973 году Блаева оканчивает консерваторию и приезжает в Нальчик, где начинает работать в Музыкальном училище педагогом музыкально-теоретических предметов. В то время она начинает писать вокальные произведения на кабардинские темы и одновременно собирает материалы для крупных произведений.

В 1975 году Тамара, чтобы совершенствовать свое композиторское мастерство, возвращается в Ленинградскую консерваторию и поступает в аспирантуру. Ее руководителем становится опытнейший профессор, композитор Борис Александрович Арапов. Получив основательную подготовку по композиции, Блаева начинает работать над струнным квартетом и концертом для фортепиано с оркестром.

После аспирантуры Блаева возвращается в Нальчик и начинает в Научно-исследовательском институте заниматься адыгским музыкальным фольклором.

В июне 1977 года оркестр филармонии под руководством дирижера Ивана Щербакова исполнил 1-й концерт для фортепиано с оркестром. Солисткой выступила сама автор - ведь она была превосходной пианисткой. После этого Тамара предложила слушателям свою первую симфонию. В концертном зале Всесоюзного дома композиторов прозвучала баллада Блаевой «Адиюх», созданная по мотивам адыгской легенды.

Звездным часом в творчестве композитора стал конец 70-х - 80-е годы, когда она создала свои основные произведения: песни, романсы, баллады, вокальные сюиты, камерные сочинения, Тогда же были закончены и исполнены соната для скрипки и фортепиано, а также концерт для фортепиано с оркестром.

В 1987 году композитор пишет сонату для фортепиано. Тамара Блаева много и интересно работала в жанре хорового искусства. Немало прекрасных произведений написано композитором в жанре вокальной музыки. Среди них цикл «Монолог горянки» на стихи Танзили Зумакуловой, баллада «Роза Пиренеев» на стихи Али Шогенцукова и другие.

Тамара Блаева была и пытливым музыковедом. Она написала интересную работу, посвященную адыгскому музыкальному фольклору: «К вопросу о системном типологическом исследовании традиционной вокальной культуры адыгов». Это первая большая работа в области адыгской музыкологии.

По материалам книги «Культура Кабардино-Балкарии: 100 лет творческих поисков и достижений», подготовленной и изданной издательством «Эльбрус» к 100-летию образования Кабардино-Балкарской Республики.